Хакама – это широкие и длинные штаны, больше напоминающие юбку - деталь традиционного самурайского костюма, в наше время сохранившаяся как часть формы для занятий кобудо (воинскими искусствами). Основатель айкидо О Сенсей Морихей Уэсиба обязывал носить Хакама с первой тренировки, даже тех, кто впервые ступил на татами, поскольку ги (привычное всем белое кимоно) – изначально всего лишь традиционная японская нижняя одежда. В настоящее время в школах айкидо Хакама носят ученики, достигшие какого-то определенного уровня. Однако, женщинам позволяется носить Хакама вне зависимости от степени мастерства — согласно японских правил приличия, женщина не должна показывать свои ноги кому попало.

По некоторым сведениям, правило носить Хакама только по достижении первого дана возникло все в той же Японии во время Второй мировой войны, когда пошив Хакама стоил довольно дорого и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя айкидо, чтобы приложить достаточные усилия и не пожалеть средств для этой детали одежды.

Изначально Хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей. Например, ковбоями на Диком Западе для этой цели использовалась кожа, однако в Японии достать кожу было довольно сложно и дорого, поэтому с той же целью использовалась Хакама из плотной ткани. После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения Хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног и вводило противника в затруднение - куда же в следующий момент будет двигаться самурай?

Всего существовало четыре вида Хакама:

1. Хакама с двумя штанинами используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид Хакама в основном самураи.

2. Для случаев, когда Хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.

3. Также существовала Хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.

4. И последняя разновидность Хакама – полная противоположность второму типу. Это очень длинная Хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.

У Хакама 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение. Морихей Уэсиба давал им следующие значения (в изложении Мицуги Саотомэ):

1. ДЗИН (доброжелательность)

2. ГИ (честность, справедливость)

3. РЭЙ (вежливость, этикет)

4. ТИ (мудрость)

5. СИН (искренность)

6. ТЮ (верность, преданность)

7. КО (почитание старших или благочестие)

 

Существует еще одна, довольно распространенная, трактовка:

1. ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество)

2. ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность)

3. ГИ (честность, справедливость)

4. РЭЙ (вежливость, этикет)

5. МАКОТО (искренность, честность)

6. ТЮГИ (верность, преданность)

7. МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация)

Эти качества, согласно древнего кодекса Бусидо, должны присутствовать в каждом самурае, что делает его достойным своего звания.

 

Хакама - это не символ положения Юданся (обладателя чёрного пояса) и своего превосходства, не приз за видимые достижения. Облачение в Хакама символизирует традициям, передаваемым из поколения в поколение боевых искусств, во время занятий которыми необходимо стремиться к совершенствованию в себе этих семи традиционных добродетелей.

А вот еще одно мнение по поводу ношения Хакамы:

Айкидо не может существовать без своих традиций и уважение к искусству должно присутствовать во всем. Айкидо неразрывно связано с определенными ценностями, которые дошли до нас из глубокой древности, поэтому, главное их чтить и поддерживать. В России, как в стране с другой культурой сложно представить сразу всех учеников, а также приходящих на первые занятия в Хакаме. Должно пройти определенное время для того, чтобы человек понял, что это его путь и он хочет по нему следовать. Всегда должно быть к чему стремиться и стремиться получить право носить Хакаму - это правильно.

 

 

 

 

bolo2003@mail.ru